Среди ученых, которые в конце XIX в. посещали Грецию с целью ознакомиться с сокровищами, найденными Шлиманом, был английский ученый Артур Эванс. Высокий уровень цивилизации, имевшийся в Микенах, привёл его к убеждению о высокоорганизованной экономической структуре этого царства, позволившей породить такое искусство. Мастерство, с которым выполнены микенские изделия, предполагает высокую специализацию, а это, следовательно, — и наличие экономической системы, позволяющей ремесленникам совершенствовать своё искусство. Но подобный общественный строй должен предполагать наличие развитой письменности. Микенцы, очевидно, умели писать.
Исходя из этих соображений, Эванс начал поиски следов доисторической письменности. Внимание его привлекли резные камни-печати с нанесенными на них рисунками, которые можно было встретить в лавках греческих антикваров. Желая узнать происхождение этих камней, Эванс приплыл на Крит, который в то время находился под властью Турции. Он пересек его из конца в конец вместе с Джоном Майрзом, который вместе с Эвансом был удостоен позже рыцарского звания. Вдвоём они нашли исчерпывающие доказательства того, что упомянутые камни-печати происходят с Крита: на этом острове женщины часто носили их как амулеты и называли «молочными камнями», так как ношение этих камней, по поверью, прибавляло молоко кормящим матерям.
В 1900 году Эванс начал раскопки на месте уже хорошо известного Кносса, города, который, если верить Гомеру, был царской резиденцией и столицей легендарной критской державы. Цивилизация Крита была несравненно древнее греческой. Даже в бронзовый век культура Крита намного превосходила культуру античной Греции. Здесь обитал народ, который держал эллинов в страхе. Легенда рассказывает о девушках и юношах, которых каждый год приносили в жертву чудовищу Минотавру, жившему в лабиринте. Так родилась теория о негреческом происхождении культуры Крита, названной по имени ее легендарного правителя минойской. Сходство между искусством и архитектурой древнего Крита и Греции объяснялось тем, что Греция была провинцией Минойского царства, а возвышение Микен можно было представить как результат восстания колонии, закончившегося разрушением и подчинением бывшей столицы, а затем, видимо. и ассимиляцией населения Крита.
Что же за народ населял Крит до разрушения его грозной столицы? Видимо, для определения национальной принадлежности населения древнего Крита необходимо прочесть надписи на печатях-амулетах, используя уже дешифрованные иероглифические надписи Крита.